Конспект НОД по экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Цирковое представление»

Цель: формирование представлений о законах движения и равновесия.

Задачи: образовательные:

- познакомить и понятием «инерция тела»;

- закрепить знания о равновесии тела;

- формировать навыки исследовательской деятельности у детей;

развивающие:

- развивать умение детей рассуждать и делать выводы;

- развивать умение использовать полученные навыки в самостоятельной деятельности;

воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу при сотрудничестве, в совместной деятельности;

- воспитывать осознанное отношение к окружающему.

Предварительная работа: познавательные беседы о законе всемирного тяготения И.Ньютона, о равновесии, о цирке. Эксперименты на темы «Равновесие», «Вес», «Центр тяжести». Чтение художественной литературы о цирке.

Материалы: гимнастические палки, неваляшки, стаканчики, картонки, деревянные шарики, бумажные желобки, игрушки, резинки. Презентация «Цирковое представление»

 

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами говорили о цирке? Сегодня я хочу вас снова пригласить в цирк. Скажите, какие артисты выступают на арене цирка? (Ответы детей.) Да, конечно, клоуны, акробаты, дрессировщики зверей, жонглёры … (показ слайдов с изображением цирковых артистов). Вы знаете, что все эти артисты используют в своих трюках знания о законах движения и равновесия. Например, давайте вспомним, как акробат или гимнаст ходит по канату (показ слайда). Посмотрите, как он держит руки в стороны или у него в руках длинный шест. Для чего это нужно? (Ответы детей.)

Воспитатель: А что такое равновесие? От чего оно зависит? (Ответы детей.) Как вы думаете, какие ещё артисты цирка используют в своей работе такое явление как равновесие? (Ответы детей.)

Опыт№1 «Устойчивое и неустойчивое равновесие»

Цель: показать, что равновесие бывает устойчивым и неустойчивым, почему так происходит.

Материал: гимнастические палки, неваляшки.

Ход опыта: дети пробуют держать палку на конце пальца, пытаясь удержать равновесие.

- Устойчиво ли равновесие палки?

- Нет.

- Всё время надо делать так, чтобы центр тяжести был на одной линии с вашим пальчиком. Теперь поиграем с неваляшкой. Попробуем отклонить её от вертикали. Что происходит?

- Она возвращается обратно.

- Почему так происходит? Что мы можем сказать о центре тяжести неваляшки? Где он находится?

- Центр тяжести неваляшки внизу, он расположен очень низко.

- Да, вы правы, центр тяжести расположен очень низко. Какое же равновесие у неваляшки?

- Устойчивое.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас умеет кататься на велосипеде, самокате? Почему вы не падаете? (Ответы детей.) Правильно, вы удерживаете равновесие с помощью поворотов руля, положением тела. А какие артисты цирка тоже умеют ездить на велосипедах, самокатах и даже на мотоциклах по арене?

- Дрессированные медведи (показ слайда с катающимися на велосипедах медведями).

- Когда вы едете на велосипеде и время от времени перестаёте крутить педали, велосипед продолжает двигаться?

- Да.

- Говорят, двигается по инерции. Что же это такое «инерция»? Закон инерции – один из важных законов движения. Давайте с ним познакомимся. Для этого мы станем фокусниками, как в цирке.

Опыт№2 «Лень» и «активность» шарика»

Цель: познакомить с инерцией.

Материал: деревянные шарики, картонки, стаканчики, бумажные желобки.

Ход опыта: дети накрывают стаканчики картонками, сверху кладут шарики. Щелчком сбивают картонку. Наблюдают за шариком. Что произошло? Почему шарик упал в стаканчик? (Предположения детей.)

Вывод: шарик тяжёленький, был «ленив» - опоздал, отстал от картонки, за что и поплатился, попал в стакан.

Далее дети вкладывают в желобки шарики, быстро передвигают их по столу и внезапно их останавливают. Наблюдают, что происходит с шариками. Шарики продолжают движение и катятся дальше. Почему? (предположения детей)

Вывод: теперь шарик был очень активным. Когда желобок остановился, шарик не смог остановиться вместе с ним и по инерции покатился дальше.

Воспитатель: в том и другом случае проявилась инерция. Это свойство предмета сохранять то состояние, в котором он находится.

Физминутка: На арену клоун вышел.

Кто о нём из вас не слышал?

Поклонился, улыбнулся,

Потянулся, повернулся.

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

Мы захлопали в ладоши,

Значит, клоун был хороший!

Воспитатель: Фокусы продолжаются. Сейчас я покажу вам ещё один фокус, а вы раскроете его секрет. Я уже говорила вам, что артисты цирка в своих трюках используют законы движения. Итак …

Демонстрационный опыт «Фокус со стаканом воды»

Цель: познакомить с инерцией.

Материал: стакан с водой, салфетка.

Ход опыта: стакан с водой стоит на салфетке. Воспитатель резко выдёргивает салфетку из-под стакана. Тот остаётся на месте.

- Почему стакан не упал и не поехал вслед за салфеткой? (предположения детей)

Вывод: стакан тяжёлый и «ленивый», он не успел сдвинуться с места, инерция.

Воспитатель: давайте вернёмся к нашим велосипедистам, и проведём мысленный эксперимент.

Мысленный эксперимент. Опыт№3 «Действие инерции»

Цель: развивать умение детей рассуждать и делать выводы.

Материал: картинка с изображением мальчика, едущего на велосипеде. Он засмотрелся на ворону и не заметил под колесом велосипеда камень. Сейчас мальчик упадёт. Три картинки с вариантами, каким образом произойдёт падение: вперёд, назад, вбок.

Ход опыта: дети должны выбрать один вариант из трёх: направление падения велосипедиста при резкой остановке. Дети должны объяснить, почему выбрали именно такой вариант.

Воспитатель: А теперь, зная закон инерции, предлагаю смастерить ещё одного артиста цирка. Зовут его «Крутой Боб». (дети вместе с воспитателем конструируют игрушку-кубарик из металлического шарика и контейнера от киндерсюрприза). Дети играют с ним, скатывая по картонному желобу.

- Какой закон движения мы использовали в этой игрушке? (Ответы детей.) Да, это инерция. Я хотела бы ещё рассказать вам про эквилибристов на мотоциклах, которые умеют делать «мёртвую петлю», но это уже в следующий раз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала)…

Дидактические игры на развитие мелкой моторики рук (из бросового материала) Дидактическая игра «Гусеница» Цель: Развитие мелкой моторики, способствовать пассивному массажу пальцев рук, закрепление основных цветов. Дидактические...

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия»

Тематический план недели здоровья «Наша Родина Россия» День недели Время Мероприятия Понедельник, 21 марта «Мы - Россияне» утро 9.00-9.15 Ситуативный разговор «Я гражданин России» Цель: Обобщать...

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц»

Конспект занятия по лепке из соленого теста «Снежный заяц» Цель: Формирование умения передавать в лепке характерные черты животного, создавать сюжетную композицию.Задачи:Образовательные:• Передавать...

Читайте также

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО

Детский совет как инновационная форма образовательного процесса в ДОО Дошкольный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой...

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу»

Дидактическая игра с применением ТРИЗ-технологии «Приготовь пиццу» Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к анализу строения объектов и их создания...

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе

Конспект спортивного развлечения «Зимушка - зима» во второй младшей группе Программное содержание: 1. Создать у детей праздничное радостное настроение. 2. Закрепить знания...