Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»

Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов.

Задачи:

  • поделиться опытом работы использованияинтеллектуальной карты, рекомендациями по их составлению;
  • показать возможности применения интеллектуальной карты на занятиях по развитию речи;
  • отработать методику создания интеллектуальной карты.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Согласно ФГОС дошкольного образования, речевое развитие – образовательная область, целью которой является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Сегодня я хочу представить вам метод интеллект-карт, который я использую, как один из интересных методов работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оригинальное название метода – mindmap, что буквально переводится как «карта мыслей». В русском языке также встречаются термины «ментальная карта», «схема ассоциаций», «умная карта» и прочие схожие наименования.

Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.

Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию усваивать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.По сути, интеллект-карта повторяет и имитирует радиантное мышление, которое, в свою очередь, усиливает естественную функцию мозга.
При создании интеллект карт следует придерживаться следующих правил:

1. Центральный образ используется для обозначения главного объекта внимания изанимает место в центре.

2.Далее создаются ветви. От центрального образа отходят ветви (каждая ветвь обозначается ключевым словом или фразой), соответствующие главным темам, а уже от них ответвляются вторичные темы.

3.Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

4. Карта составляется на горизонтально повёрнутом листе. Мы используем не только бумагу, но и фетровую доску. Она может использовать многократно.

5. Карта создаётся индивидуально и фронтально

- А сейчас я хочу Вам представить пример составления интеллект карты по теме Фрукты. Карту мы составляли фронтально, используя фетровую доску. Карта заполнялась в течение четырёх дней. В конце недели с её помощью закрепили полученные знания и научились составлять описательные рассказы по лексической теме «Фрукты».

Ассоциативные картинки расположены рядом с доской в хаотичном порядке.

- В центре я расположила главную тему - это корзина, но она пока пустая

Прошу детей отгадать загадку:

- Абрикос и апельсин, грушу, сливу, нектарин, ананас, банан, грейпфрут. Назвать мы можем словом… (Ответ: Фрукт.)

- Спрашиваю, какие фрукты я называла в загадке? При затруднении детей, загадка читается повторно. По ответам детей заполняем карту.

На доске остаются ещё фрукты, которые дети не назвали. Эти фрукты им не знакомы, или их названия отсутствуют в активном словарном запасе.

- Называю детям незнакомые фрукты, и они помещают их в корзину.

- Затем рассуждая, думаем, что мы сейчас можем сказать о фруктах.

- Прикрепляем к доске цветную ветку.

- Первое предположение детей были о цвете фруктов. Ребята единодушно выбрали цветные кляксы для обозначения цветов фруктов. Добавляем цветные кляксы и проговариваем, какие фрукты бывают данным цветом.

- Далее по аналогии обращаем внимание на размер, форму, вкус, что можно из них приготовить, какие витамины и в каких фруктах содержатся. Подбираем ассоциативные картинки и прикрепляем их на доску. Если готовой подходящей картинки нет, то на этот случай, есть пустые карточки, на которых можно нарисовать любую картинку.

- Каждую ветку прикрепляем разным цветом.

- После того, как карта заполнена, обозначаем стрелками направление для её чтения. В дальнейшем используем карту для закрепления изученного материала.

Моделирование при помощи интеллект карт формируют такие универсальные логические действия, как:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Дети являются активными участниками процесса осмысления и создания интеллект карты, усваивают новый метод познания, который они могут перенести на любые другие жизненные ситуации.

Спасибо за внимание.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду «Ребёнок, овладевший искусством эксперимента, побеждает нерешительность и неуверенность в себе. У него просыпается инициатива, способность бодро...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная…

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Эта удивительная солнечная система» Цель: Вызвать интерес детей к изучению космоса, с помощью такой...

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес»

Занятие для детей средней группы «За здоровьем в лес» Игра. Задачи: 1. Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды игр...

Читайте также

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха…

Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха Проблема ориентации человека в пространстве широка и многогранна. Она включает как...

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ

Календарно-тематическое планирование народных игр на мероприятиях ДОУ Праздник Название игр Описание игры (цель) 1 сентября «День Знаний» Бубенцы (колокольчик) Цель: Развитие умений действовать по сигналу, внимания...