Организованная образовательная деятельность по Формированию элементарных математических представлении в подготовительной группе

Цель: ознакомление детей с общепринятыми способами и мерой измерения объема сыпучих тел.

Задачи:

  • Образовательные: учить детей измерению с помощью условной мерки определять объем сыпучих тел; измерять длину ленты; упражнять детей в составлении числа пять из двух меньших.
  • Развивающие: развивать познавательную активность, логическое мышление, внимание, память, умение излагать результаты исследования.
  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к математике, самостоятельность в работе, чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Методические приемы: показ способов действия в сочетаниях с объяснением; пояснения, разъяснения; вопросы; контроль и оценка; синтез; игровые упражнения; предметное моделирование.

Материал:

  • Демонстрационный: календарь на октябрь, 2 прозрачных сосуда, горох, стакан, фишки, 6 кубиков; шелковая лента 60 см, кусок картона не совпадающий по цвету с цветом ленты (длиной 10см, с шириной равной ленте).
  • Раздаточный: фишки по 10 шт.

 

Ход ОД:

В: здравствуйте, ребята!

Д: здравствуйте.

В: сейчас я вам загадаю загадку и вы узнаете, с чего мы начнем наше занятие.

Братьев этих ровно семь.

Нам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братья друг за другом.

Попрощается последний —

Появляется передний.

Как вы думаете что это?

Д: дни недели

В: да, правильно. Кто скажет мне сегодня какой день недели?

Д: вторник

В: да, а число сегодня какое, кто знает? И месяц?

Д: сегодня 17 октября.

В: правильно, иди Глеб поставь правильное число на нашем календаре. (Меняет дату.)

А давайте узнаем какая неделя идет по порядку?

Д: сейчас идет 3 неделя октября.

(Узнаю сколько дней прошло с начала недели, сколько осталось до конца недели, сколько недель еще будет в этом месяце.)

В: молодцы, вы все правильно ответили. (ставлю на стол 6 кубика)

Ребята, скажите мне сколько здесь кубиков?

Д: 6

В: а как вы узнали?

Д: пересчитали.

(Убираю кубики, ставлю на стол миску с рисом.)

В: как вы думаете, как можно узнать сколько здесь гороха?

Д: надо посчитать

В: как?

Д: предположения детей, среди которых надо взвесить.

В: но у нас нет весов. (убираю салфетку, под которым лежит стакан и пустая миска). Стакан может помочь нам узнать, сколько здесь риса?

Д: предположения детей.

В: я покажу как. Мне нужно 3 помощника. (Выходят 3 ребенка.) Нам надо договориться, надо условиться, сколько гороха мы будем насыпать в стакан. Это очень важно, ведь от этого зависит правильность измерения. Будем наш стакан наполнять до ободка?

Д: да.

В: двое из вышедших ребят будут откладывать фишки, а 3 следить за действиями детей в группе.

А те кто сидят за столами, вы будете откладывать 1 фишку за каждый отмеренный стакан. Давайте с вами тоже договоримся, что фишку мы будем откладывать лишь тогда, когда стакан уже будет пересыпан в другую миску.

(Как условились, насыпаю в 1 стакан горох, до ободка. Показываю наполненный стакан детям; стоящие рядом-подтверждают правильность выполнения условия. Дети ставят фишку на доску, а остальные откладывают у себя на столах.)

В: (наполняю 2 стакан) мы так условились насыпать?

Д: да.

(Пересыпаю в другую миску- дети ставят фишку.)

В: (в 3 стакан насыпаю меньше половины) мы так условились насыпать гороха в стакан?

Д: нет.

В: что нужно сделать?

Д: досыпать гороха до ободка.

В: (досыпаю горох до конца) а теперь правильно?

Д: да.

(Пересыпаю в другую миску. 4 стакан наполняю как и условились.)

В: (в 5 стакан насыпаю горох с горкой) правильно я насыпала горох в стакан?

Д: нет.

В: а почему?

Д: стакан переполнен, нужно немного отсыпать, чтобы было правильно.

В: верно. (Немного отсыпаю и пересыпаю 5 стакан в миску. Далее насыпаю 6 стакан.)

В: ребята, сколько стаканов гороха было в 1 миске?

Д: шесть стаканов гороха.

В: а сколько стаканов гороха в этой миске?

Д: 6 стаканов гороха.

В: что мы с вами делали?

Д: мы пересыпали горох стаканом из одной миски в другую.

В: очень хорошо. Мы пересыпали, мы мерили, мы измерили и узнали что у нас 6 стаканов гороха. А чем мы с вами мерили, измеряли?

Д: стаканом.

В: правильно мы мерили стаканом. Сегодня стакан был нашей меркой измерения. Мы с вами проделали большую работу, теперь необходимо немного отдохнуть.

Физ. Минутка:

Три медведя шли домой: (дети идут как медведь)

Папа был большой-большой. (поднимают руки вверх)

Мама с ним – поменьше ростом, (руки на уровне груди, вытянуты вперёд)

А сыночек просто крошка, (садятся на корточки)

Очень маленький он был, (встают и имитируют игру на погремушках

С погремушками ходил. поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)

Игра: «волшебная палочка» на закрепление состава числа 5.

В: давайте по играем в игру, которая называется «волшебная палочка». Сейчас я выберу одного из вас с помощью считалочки. Кому достанется палочка должен сказать число из которого можно составить цифру 5 и показать на пальцах, затем передать палочку другому и задать вопрос: «сколько пальцев ты покажешь, что бы у нас получилась вместе цифра 5».

(Игровые действия повторяются: каждый придумывает свой вариант состава числа 5 и выбирает к кому обратиться. Игра проигрывается 3-4 раз.)

Прикрепляю на доску ленту длиной 60 см. Беру в руки полоску длиной 10 см. и ширина которой совпадает шириной ленты.

В: нам нужно узнать длину этой ленты. (Показываю полоску.) Мы может с вами договориться, условиться что эта наша мерка?

Д: да.

В: а для того, чтобы измерить ленту мне нужно двое ребят. Они мне будут помогать. 1 будет отмечать отмеренную часть ленты, а другой ставить фишку. А тек то сидит за столами будут откладывать фишки у себя на столах.

Ребята, по смотрите я приложила мерку, края мерки и края ленты совпали. Вам видно, где закончилась мерка?

Д: да.

В: прошу стоящего рядом ребенка отметить мелом. 2 ребенок откладывает фишку, а дети сидящие за столом так же откладывают фишку.

(К отмеченной на доске линии заново прикладываю мерку и ребенок отмечает.)

Затем заранее договариваюсь с ребенок который отмечает мерку, что бы он поставил линию не где она заканчивается, а по середине.

В: ребята, мы правильно отметили конец?

Д: нет

В: а как должны мы отметить?

Д: поставить линию в конце нашей мерки.

В: правильно, ведь мы с вами так договорились, условились. Давайте отметим правильно.

(Далее отмеряется 4 кусок ленты, для 5 снова договариваюсь с ребёнком что бы он провел линию не в конце, а по дальше.)

В: правильно отмерили? Такой длины наша мерка?

Д: нет.

В: что нужно сделать?

Д: провести линию в конце нашей мерки.

(Мерка прикладывается 6 раз.)

В: сколько раз наша мерка уложилась на этой ленте?

Д: мерка уложилась 6 раз.

В: (Показываю детям стакан, кусочек картона) мы с вами измерили горох, ленту. Стакан и полоска не похожи друг на друга. И все-таки можно их как-то назвать одним словом?

Д: говорят свои предположения.

В: можно их назвать меркой?

Д: да.

В: ребята, какие вы молодцы, хорошо отвечали на мои вопросы, замечали ошибки в измерениях, были очень внимательными. Спасибо вам.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие…

Конспект НОД по ФЭМП в старше - подготовительной группе «Путешествие в математику» Цель: Формирование элементарных математических представлений. Задачи: 1. Образовательные: Закреплять умение детей считать в...

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ. «Малые зимние олимпийские игры»

Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия для сотрудников ДОУ «Малые зимние олимпийские игры» Праздник с участием сотрудников и администрации ДОУ Место проведения территория ДОУ.Участники: сотрудники...

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе»

Конспект итогового мероприятия «В гости к бабушке Наташе» Вторая мл. группа

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по конструированию с детьми средней группы «Дома для трёх поросят» Цель: развитие познавательных способностей детей при помощи конструктивной деятельности (формирование способности производить...

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область…

Конспект образовательной деятельности для детей младшего дошкольного возраста (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»). Тема: «Бусы» Программное содержание: закреплять умение детей лепить предмет, состоящий...

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...