Рабочая программа по основам православной культуры
в средней группе

Пояснительная записка

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека. Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным формирование почитания и любви к Богу. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. Это вполне объяснимо, так как если человек формировался как духовная и нравственная личность, то все остальное он более-менее мог освоить. Таким было на протяжении веков и воспитание в России.

В этот период вопреки тысячелетней традиции воспитание было выстроено на атеистической основе, а из педагогической науки было искусственно изъяты знания о духовном мире ребёнка и его развитии.

Это сделало невозможным и духовно-нравственное воспитание, и исследование духовно-нравственной проблематики, что самым негативным образом сказалось и на воспитании, и на науке.

Осознавая катастрофические последствия атеизации, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке подлинной духовности и нравственности.

Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании- восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

В настоящее время для создания системы духовно-нравственного воспитания в нашем ДОУ №6 введён курс занятий по основам православной культуры в средней группе.

Курс проводится в форме кружковой работы 1 раз в неделю по пятницам во II половине дня в среднем возрасте 20 минут (в старшем-25, в подготовительном возрасте- 30 минут). В год проводится 35 занятий.

Цель: духовно-нравственное и социальное развитие личности ребёнка, развитие его духовного, психического и телесного здоровья.

Обучающие
задачи
-Познакомить с представлениями и понятиями о Боге, мироустроении и миропорядке.
-Дать православные представления и понятия об обществе, о российском народе и его культуре; православной церкви и православном храме, о семье, о христианском образе жизни человека.
-Познакомить детей с правилами доброй, совестливой нравственной жизни с людьми и миром. с правилами этикета.
-Содействовать формированию представлений о здоровом образе жизни и нравственных волевых качествах; при обучении детей произвольному поведению и саморегуляции дать им знаний о «самочувствии», представлениям о самооценке и саморегуляции.
Воспитательные задачи -Воспитывать чувства сопричастности и доверия к Богу, благоговения к святыням, стремление подражать высоким образам евангельских сюжетов.
-Воспитывать у детей чувства любви и уважения к Родине, своему народу и культуре.
-Воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, доброжелательность и добросердечность; воспитывать чувства почтения и любви к родителям, послушания и благодарности к родителям и педагогам; воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда.
-Воспитывать позитивное отношение к миру.
Развивающие
задачи
-Содействовать развитию творческой духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на духовно-нравственное назначение человека как «созидателя» путём формирования любви к Богу, Спасителю и Богородице, к Православной Церкви; развивать интерес к образцам подвига благочестия.
-Развивать у детей способности различать нравственное и безнравственное в сказке, рассказе и жизни путём приобщения к традициям православной культуры и традиционному укладу жизни.
-Развивать социальную сферу, формировать способности к сопереживанию,
-Развивать бережное отношение к своему здоровью, навыки произвольного поведения, навыки самооценки и саморегуляции.

Содержание программы

Основой содержания программы духовно-нравственного воспитания является православная культура, выстроенная на основе календаря: природного, гражданского и, что особенно важно, православного церковного календаря, в соответствии с которым проживаются жизненные события, планируется и строится вся воспитательно-образовательная деятельность с детьми дошкольного возраста в процессе осуществления разных видов деятельности.

Важнейшей особенностью содержания является то, что оно не только наполнено высшими духовнонравственным и культурным содержанием, здесь не просто идет формирование ручных умений и навыков, а все становится действенным и значимым. Так, изготовление поделок и рисунков значимо потому, что они предназначены для близких людей: для родителей или друзей.

Содержание православной культуры представлено в 7 разделах:

1. Бог – творец мира;

2. Жизнь Иисуса Христа и Богородицы;

3. Храм – дом Божий;

4. Главные православные праздники;

5. Жития святых;

6. Божьи заповеди;

7. Художественная культура.

Православное понятие о Боге, мире и человеке.

Молитва в жизни ребёнка.

Раздел программы «Бог – Творец мира» направлен на освоение следующих понятий и представлений, как Бог, Мир и его творение, человек в целостной картине мира. Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, творении Им мира, о человеке и его жизни, святых и подвижниках православия, можно и нужно увязать воедино духовное и материальное, умозрительное и нравственное, идеальное и практическое.

В возрасте 3-5 лет дети готовы к принятию Бога как Творца нашего мира, в котором мы живем. Дети любуются красотой цветов, деревьев всей природы, радуются ветерку, солнышку, радуге. Рассматривают узорчатые снежинки зимой.

Молитва в жизни ребёнка. Дети с 3-5 лет знакомятся и по желанию осваивают доступные и понятные молитвы: «Господи, помилуй мя», «Слава Тебе, Господи!», «Богородица, спаси мя!», знакомятся со значением крестного знамения. Приобщение детей к пониманию молитвы создает условия для формирования позитивного мировосприятия и миропонимания, а также закладывает базисные качества личности: веру в любовь и мудрость Божию, доверие к близким, чувства защищенности и желание заботиться о близких и слабых по образу и подобию высших образцов благочестия.

Знакомство детей с образами Иисуса Христа и Богородицы.

В средней группе для детей 4-5 лет проводится уже больше праздничных занятий. Добавляются занятия, посвященные праздникам Сретения Господня и его Крещения, на которых дети знакомятся с событиями детства Иисуса Христа. Значимо для духовно-нравственного развития детей занятие по подготовке их к празднику Покрова Пресвятой Богородицы, что создает благоприятные условия для формирования и закрепления благодарного и заботливого отношения к материнскому образу, а также для закрепления чувства безопасности и любви, которую дети получают от своих матерей. Этот праздник также напрямую обеспечивает формирование у каждого ребенка и чувства защищенности и любви, и устанавливается святое отношение к Богородице, которое освящает отношение маленького ребенка и к своей матери, и к женщинам вообще. С детьми этого возраста проводится также и Масленица, зрителями ее празднования дети, возможно, были в младшей группе. Этот праздник дает детям почувствовать не только радость от зимних забав и ожидание весны, но и приблизиться к пониманию смысла дня Прощеное Воскресенье.

Божии заповеди-законы нравственности для детей.

Знакомство с Божиими заповедями как с нравственными нормами у детей дошкольного возраста успешнее проводится в процессе доступного изучения Священного Писания, чтения и обсуждения смысла русских сказок, пословиц, поговорок, в процессе коллективных игр и праздников, когда действенно проявляется детская любовь к ближнему, жалость к слабому и неприятие зла.

В возрасте 4-5 лет при создании необходимых условий для духовного развития личности, в том числе и его ценностно-смысловой сферы, важны такие духовно-нравственные качества, как вера – доверие – миролюбие – забота и защита ближних и слабых.

Изучение художественной культуры.

Большие возможности для успешного овладения Божественными заповедями дает народное творчество, позволяя освоить заповеди в образной, доступной для ребенка форме. Первоначальное ознакомление детей с Заповедями Божиими как основой нравственной жизни человека, исполнением которых достигаются добродетели, происходит не только в процессе первоначального доступного знакомства с краткой историей Нового Завета и образцами добродетельной жизни святых угодников Божиих, но и при ознакомлении с народными и авторскими сказками, малыми фольклорными формами (загадками, пословицами, поговорками), которые часто используются в повседневной жизни.

Столь же важно познакомить детей с произведениями литературы и изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов в эмоционально привлекательной, понятной форме передающих сведения эстетического, духовно-нравственного и учительного характера. Для содействия образному восприятию евангельских сюжетов и сказок используются книжные иллюстрации И. Билибина, репродукции картин В.М. Васнецова и др., которые помогают детям ярче прочувствовать и понять образы героев и события сказки. Образные и дидактические игрушки, фотографии, открытки, произведения декоративно-прикладного искусства, иконы также нужны для иллюстрации сказок.

Дни Ангела (именины) в воспитании детей.

Дети отбирают и оформляют свои лучшие рисунки и поделки для подарков именинникам. На праздник приглашаются родители и близкие родственники, устраивается праздничная трапеза, где дети приобретают опыт говорить поздравления и выражать пожелания не только земного благополучия, но и связанные с реализацией своего высшего назначения, Божиего промысла о нас.

Традиция отмечать именины Детей дошкольного возраста учат знать свою фамилию, имя и отчество. Фамилия указывает на род, отчество – на отца, а имя принадлежит самому ребенку. Не бывает людей безымянных. Во время празднования именин появляется возможность дать детям почувствовать, что имя – это бесценный дар. Имя дается человеку один раз и навсегда. Его не следует выдумывать или изобретать.

Знакомство детей с образами и жизнью святых людей.

Детей 4-5 лет знакомят с событиями жизни святых угодников Божиих: преподобного Сергия Радонежского и преподобного Серафима Саровского. Образцы жизни святых задают нормы для поведения малышей, их отношений к нашим меньшим братьям. Во время занятий желательно показать детям цветные иллюстрации с изображениями Сергия Радонежского и Серафима Саровского в общении с животными.

Храм-Дом Божий.

Дети посещают храм как вне службы, так и во время богослужений. Здесь они знакомятся с храмом и основными правилами поведения в нем. Обращается внимание детей на церковное пение и колокольный звон. Дети узнают, зачем люди ходят в церковь.

На пятом году жизни детей, когда возрастает их самостоятельность и осознание ощущения себя личностью, очень своевременно подвести их к восприятию молитвы как личной беседы с Богом. К концу пятого года жизни дети могут освоить примерно четыре молитвы: «Господи, помоги», «Слава Тебе, Господи!», «Господи, помилуй!», «Господи, спаси и сохрани!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Во время занятий или при посещении храма дети учатся понимать значение крестного знамения. У детей складывается убеждение в необходимости послушания и милосердия в отношениях с близкими людьми и миром природы.

Главные православные праздники-одна из основ образа жизни ребёнка в детском саду.

Основным содержанием раздела «Главные православные праздники» является художественно-продуктивная деятельность, отвечающая деятельностному характеру развития детей дошкольного возраста, доступная, осмысленная и предпочитаемая ребенком. (Основная часть этого раздела представлена по книге О.М. Потаповской.) Дети мастерят подарки, украшения, трудятся, готовясь к празднику. Продуктивная деятельность имеет уникальные развивающие и коррекционные возможности: в процессе развития ручных умений совершенствуется мышление, речь, активно идет формирование эмоционально-волевой сферы личности, ребенок привыкает адекватно выражать радость, внимание, заботу, одновременно проявляет терпение, выдержку и послушание.

Проведение праздников с детьми 4-5- летнего возраста. Ребенок в возрасте 4-5 лет уже имеет представление о церковных праздниках и традициях. Рождество, Пасха, Троица – все эти красочные и торжественные праздники глубоко влияют на детское сознание. Такие события и связанные с ними впечатления помогают формированию духовной жизни ребенка и становятся почвой и фундаментом для его действий в будущем.

Месяц Тема занятия Программное содержание
Сентябрь Бог – Творец мира, в котором мы живем.

Обучающие задачи: знакомить детей с основными духовными и нравственными понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Способствовать формированию у детей представлений о добром устроении мира.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу. Воспитывать заботливое отношение к растениям и животным, бережное отношение к окружающему миру. Воспитывать усидчивость и аккуратность в работе.

Развивающие задачи: содействовать становлению духовно-нравственной личности ребенка с оптимистическим взглядом на жизнь, с направленностью на познание Бога через приобщение к красоте и мудрости созданного им мира. Способствовать становлению творческой личности ребенка. Развивать ручные умения. Формировать элементарные навыки рукоделия при работе с бумагой и клеем. Развивать у детей навыки трудолюбия, привычки к занятиям и полезной деятельности.

  Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь. Работы в подарок сентябрьским именинникам .

Обучающие задачи: формировать представления о том, что в окружающей жизни говорит нам о Боге. Учить понимать значение знакомых слов «спасибо», «прощай», познакомить с происхождением имен Богдан, Надежда, Любовь, Вера, со значением нового для них понятия «святой» и со значением слова «нимб».

Воспитательные задачи: воспитывать у детей желание быть похожими на небесных покровителей, быть такими же добрыми, трудолюбивыми и послушными, как они.

Развивающие задачи: развивать фонематический слух у детей; внимание к смыслу привычных для нас имен и слов; понимание верности добру и противления злу.

  Коллективная аппликация «Журавлики летят». Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Воспитательные задачи: воспитывать у детей любовь к Родине и родной природе; желание радовать близких результатами своего труда. Развивающие задачи: развивать эстетическое восприятие, умение замечать красивое; соотносить душевные переживания человека с природными изменениями; развивать способности детей создавать выразительный художественный образ с помощью аппликации из природных материалов.
  Храм Божий: церковный звон колоколов.

Обучающие задачи: дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Расширять словарный запас детей, вводя в речевой оборот слова: колокол, колокольня, звонарь. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола (ухо, язык, тело, пояс). Учить различать по характеру церковные звоны.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к духовным традициям своего народа; чувство любви и уважения к Родине, своему народу и его культуре.

Развивающие задачи: способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции. Развивать слуховое и эстетическое восприятие при прослушивании колокольного звона.

Октябрь Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский

Обучающие задачи: познакомить детей с основными событиями из жизни прп. Сергия Радонежского. Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в труде и испытаниях.

Воспитательные задачи: воспитывать стремление детей подражать святому в добродетелях милосердия и послушания родителям, в любви к людям и Богу.

Развивающие задачи: содействовать развитию внимания к близким, к родителям и сверстникам, качеств заботливости и терпения.

  Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы

Обучающие задачи: знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви.

Воспитательные задачи: содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Развивающие задачи: способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком через знакомство с миром иконографии. Развивать словарный запас и умение строить сложные фразы

  Белую куру сыплет из-за тучи Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, желания передать свои чувства и отношения в творческой работе, предназначенной для подарка близким.
Развивающие задачи: развивать у детей наблюдательность, Образное мышление, способность видеть в реальных событиях духовный смысл.
  Долг платежом красен (По сказке «Муравей и голубка»)

Обучающие задачи: учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Учить понимать и различать качества послушания и благодарности как Божиих заповедей для людей.

Воспитательные задачи: способствовать формированию таких духовно-нравственных качеств личности, как милосердие, благодарность, взаимовыручка. «Сам погибай, а друга выручай», «Долг платежом красен». Способствовать развитию в детях чувства благодарности. Воспитывать милосердие и стремление помочь другу в беде.

Развивающие задачи: содействовать развитию образного восприятия. Развивать понимание смысла слова «благодарность».

  Зимние заботы. Работы в подарок ноябрьским именинникам Обучающие задачи: знакомить детей с правилами доброй совестливой жизни с близкими - формировать и расширять представления детей о духовно-нравственных качествах: внимание, забота, нежность, любовь, благодарность и послушание. Воспитательные задачи: воспитывать у детей духовно-нравственные качества, такие как милосердие, послушание, забота о родных и слабых, любовь к родным.
Развивающие задачи: развивать внимательность и заботу к окружающим. Развивать эмоциональную отзывчивость. Учить детей быть милосердными и заботливыми.
Декабрь О любви и доброте в семье

Обучающие задачи: познакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром. Расширять представления детей об основных духовно-нравственных понятиях: добро – зло, бескорыстие – жадность, стыд – совесть.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним; чувства почтения, благодарности и любви к родителям; доброжелательность и добросердечность.

Развивающие задачи: развивать способность к сопереживанию, сорадованию и адекватному проявлению этих чувств.

  В тесноте, да не в обиде (По сказке «Теремок»)

Обучающие задачи: продолжать развивать представления детей об окружающем мире. Уточнить представления детей об особенностях разных построек. Учить детей рассматривать иллюстрации, подмечая интересные детали. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия, понимать смысл пословицы: «В тесноте, да не в обиде». Способствовать формированию представлений о доброте и взаимопомощи.

Воспитательные задачи: Воспитывать у детей гостеприимство, доброжелательность и дружелюбие.

Развивающие задачи: развивать внимание, наблюдательность. Создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы ребенка, умений регулировать свое поведение, навыков конструктивных социальных отношений.

  О послушании в семье (по сказке «Петушок и курочка»)

Обучающие задачи: дать детям представления о доброте и заботе между детьми в семье. Учить жить по Заповедям Божиим.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей послушание и бережность, доброту и щедрость. Воспитывать сдержанность и преодоление упрямства и своеволия.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера и последствиями: непослушание приводит к беде, забота о ближнем утешает в горе.

Ноябрь «Как помириться?» (По сказке «Лиса и журавль»)

Обучающие задачи: дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми. Учить детей жить по Заповедям Божиим.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережность, уступчивость, доброту и щедрость. Помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступками: жадность приводит к ссоре, непонимание другого – приводит к ссоре и т.п.

  Первый снег. Ангел белую крупу сыплет из-за тучи

Обучающие задачи: закреплять представления детей о связи мира видимого и невидимого (духовного, ангельского).

Воспитательные задачи: воспитание доброжелательного отношения к окружающему миру, желания передать свои чувства и отношения в творческой работе, предназначенной для подарка близким.

Развивающие задачи: развивать у детей наблюдательность, образное мышление, способность видеть в реальных событиях духовный смысл.

Январь Светло солнышко взошло в Рождество Христово

Обучающие задачи: закреплять знания о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомить детей с традицией празднования Рождества – главного и любимого праздника года для детей.

Воспитательные задачи: воспитывать культуру совместного проживания праздничного дня. Воспитывать чувство благодарности родителям, воспитателям и Богу за доставленные праздничные радости.

Развивающие задачи: развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением. Закреплять стремление дарить подарки близким.

  Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек

Обучающие задачи: познакомить детей с особым свойством преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным.

Воспитательные задачи: воспитывать бережное милосердное отношение к детям и всему живому на земле.

Развивающие задачи: формировать первоначальные представления о святости, любви и доброте, соединяющих человека с Богом и всем миром.

  Праздник Крещения

Обучающие задачи: дать детям знания об истории появления обычая освящать воду, о событии крещения Господа Иисуса Христа. Раскрыть детям значение и смысл водосвятия.

Воспитательные задачи: приобщать детей к благочестивым традициям подготовки к празднику и его празднования. Воспитывать у детей чувство благоговения к святыням. Приобщать детей к духовным традициям русского народа, освящению воды и празднования Крещения.

Развивающие задачи: Развивать преемственность духовных традиций.

  Дети и птицы зимой. Работы в подарок январским именинникам.

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой.

Воспитательные задачи: воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам; доброе внимание и чувство заботы о малых пташках; сострадание по отношению к нуждающимся в помощи и стремление помочь.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия, развивать навыки произвольного поведения, постоянного внимания и заботливого ухода.

  В согласии жить – никто не одолеет (По сказке «Зимовье зверей»)

Обучающие задачи: уточнить представления детей о диких и домашних животных. Способствовать пониманию таких нравственных качеств как дружба и согласие. Учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить – никто не одолеет».

Воспитательные задачи: дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми.

Развивающие задачи: способствовать развитию музыкальной памяти. Развивать коллективизм: учить детей дружить и согласованно выполнять общую работу.

  Зимние птички. Работы в подарок декабрьскм именинникам.

Обучающие задачи: дать детям знания о птицах как о созданиях небесных. Учить детей знать их внешние различия и названия: воробей, синица, снегирь.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любования птичками – созданиями Божьими. Поддерживать в детях желание радоваться миру и соучаствовать в добрых делах, помогать малым и слабым.

Развивающие задачи: развивать внимание детей в наблюдениях за птицами, их поведением и повадками. Развивать навыки заботы за слабыми, помощи тем, кто нуждается в нашей помощи.

  Скоро праздник Рождества Христова

Обучающие задачи: закреплять знания детей о событиях Рождества Христова. Дать детям представление о месте Рождения Спасителя, закрепить знание имени Его Матери и других лиц Евангельской истории.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство общности в подготовке к большому празднику.

Развивающие задачи: развивать в детях желание радовать близких в праздник любовью, заботой, хорошим поведением. Закреплять стремление самостоятельно (при небольшой помощи взрослых) готовить подарки для близких.

Февраль Знакомство с храмом и правилами поведения в нем.

Обучающие задачи: расширять словарный запас детей: знакомство со словами глава, маковец, или маковка. Закрепить представление об обращении к Богородице «Пресвятая Богородица, спаси нас!»

Воспитывающие задачи: способствовать воспитанию любви к Богу, чувства благоговения перед святыней, интереса к отечественным культурным традициям.

Развивающие задачи: знакомить с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Развивать активный словарь детей: храм, церковь, колокольня.

  Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа.

Обучающие задачи: продолжать знакомить детей с праздником православного календаря - событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа.

Воспитательные задачи: воспитывать привычку готовиться и отмечать вместе с родителями православные календарные праздники. Воспитывать желание подражать благим образцам. Воспитывать у детей уважение к старшим.

Развивающие задачи: содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, благодарности, восхищения перед образом Господа Иисуса Христа. Развивать у детей желание быть причастными к отечественным традициям.

  Чудесная птица

Обучающие задачи: продолжить знакомство детей с птицами как созданиями Небесными.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство любования птичками – созданиями Божиими. Поддерживать в детях желание радоваться миру.

Развивающие задачи: развивать внимание детей при наблюдениях за птицами: их поведение и качества. Развивать образное восприятие и мышление; ручные умения и навыки.

  Кто зазнается, без друзей остается (По сказке «Черепаха и заяц»). Работы в подарок февральским именинникам.

Обучающие задачи: учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Расширять словарный запас детей, учить их понимать значение слов: самонадеянный, хвастливый, тщеславный – скромный, упорный, настойчивый. Подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, ни с чем остается».

Воспитательные задачи: воспитывать настойчивость и упорство в труде, скромность и дружелюбие. Учить детей ценить старательность, скромность и не принимать хвастливость.

Развивающие задачи: содействовать развитию образного восприятия. Способствовать развитию внимания и памяти при запоминании пословиц. Развивать умение пересказывать сюжет сказки, подбирать нужные слова для характеристики героев.

Март Прощеное Воскресение. Беседа по сказке «Два жадных медвежонка». Чин прощения обид.

Обучающие задачи: дать детям представления о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божиим. Познакомить детей с традицией Прощеного Воскресения. Помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство. Учить их не жадничать, уступать друг другу и прощать.

Воспитательные задачи: воспитывать у детей бережность, уступчивость, доброту и щедрость.

Развивающие задачи: развивать логическое мышление и моральное сознание детей через установление причинно-следственных связей между свойствами характера людей и их поступками: жадность и непонимание другого приводят к ссоре.

  Сестрица Аленушка и братец Иванушка.

Обучающие задачи: учить детей делать выводы, анализируя поступки героев; сравнивать нравственные качества и делать нравственный выбор: послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение. Познакомить с картиной В.М. Васнецова «Аленушка». Дать детям первые представления о творчестве художника.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях послушание к старшим, терпение; заботливость, внимательность к близким людям.

Развивающие задачи: развивать в детях осторожность, осмотрительность с незнакомыми людьми. Формировать умение понимать смысл поговорок и пословиц, связанных с содержанием сказки. Способствовать развитию высших сфер личности ребенка, приобщению детей к духовным смыслам человеческой жизни, образам любви, добра, спасения. Развивать восприятие русского фольклора.

  Аленушка (поделки куколок из бумаги и ткани). Работы в подарок мартовским именинникам.

Обучающие задачи: учить последовательности изготовления фигурки из бумаги. Закреплять правильное название форм и деталей.

Воспитательные задачи: воспитывать внимательность, терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Развивающие задачи: развивать навыки аккуратной работы с готовыми бумажными формами, склеивая их в нужных местах, скрепляя необходимые детали в определенной последовательности.

  На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны (Поделка птички).

Обучающие задачи: знакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы. Формировать представления о народных традициях дня Благовещения и их духовном смысле.

Воспитательные задачи: воспитывать в детях желание радовать близких памятью о празднике и маленькими праздничными подарками.

Развивающие задачи: развивать внимание, наблюдательность и навыки ручного труда.

Апрель «Христос воскрес! Христос воскрес!» Пасхальный праздник.

Обучающие задачи: расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении.

Воспитательные задачи: воспитывать чувство приобщенности к духовным традициям своего народа.

Развивающие задачи: поддерживать в детях пасхальную радость и желание делиться ею со всеми. Развивать навыки содержательного праздничного общения с ровесниками и взрослыми.

  Доброе сердце. Работы в подарок апрельским именинникам.

Обучающие задачи: закреплять у детей знания о правилах доброй совестливой жизни с окружающими людьми и с природой.

Воспитательные задачи: воспитывать милосердие и внимательное отношение к людям, животным и птицам; воспитывать жалость и заботу к малым пташкам; воспитывать сострадание по отношению к нуждающимся в помощи.

Развивающие задачи: содействовать развитию у детей привычки к делам милосердия, развивать навыки произвольного поведения, навыки постоянного внимания и заботливого ухода.

  Сила детской молитвы.

Обучающие задачи: знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости, о молитве как форме общения с Богом.

Воспитательные задачи: воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; содействовать воспитанию у детей привычки к занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени.

Развивающие задачи: содействовать развитию духовно-практической сферы личности ребенка, самостоятельности в выборе нравственной позиции.

Май Неделя жен-мироносиц – праздник мам и бабушек.

Обучающие задачи: знакомить детей с правилами доброй совестливой жизни с людьми и миром; формировать и расширять представления детей о духовно-нравственных категориях: добро – зло, жалость – жестокость.

Воспитательные задачи: продолжать воспитывать милосердие и внимательное отношение к ближним; воспитывать чувства любви и нежности к родителям; учить заботливому отношению к растениям и животным, бережному отношению к окружающему миру.

Развивающие задачи: развивать способность к сопереживанию и адекватному проявлению этого чувства; способствовать развитию образного восприятия, способности отличать хорошее от плохого в жизни. Формировать умение видеть свои неправильные поступки, делать самостоятельный нравственный вывод. Поддерживать готовность детей исправить свою вину и попросить прощение.

  Небесный покровитель русского воинства. Работы в подарок ветеранам и майским именинникам.

Обучающие задачи: в доступной форме дать детям представления о жизни, подвигах и чудесах святого Георгия в защите слабых, помощи в беде.

Воспитательные задачи: воспитывать чувства сострадания и сорадования людям – близким и сверстникам, чувство уважения к старикам, участникам войны.

Развивающие задачи: способствовать развитию решительности в оказании помощи нуждающимся людям, стремлении помогать и защищать слабых.

  День славянской письменности и культуры. Наши буквицы.

Обучающие задачи: приобщить детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в книжную культуру.

Воспитательные задачи: воспитывать трудолюбие, уважение к людям труда и бережное отношение к результатам труда; стимулировать желание следовать принципам добра и созидания. Воспитывать интерес и любовь к книгам.

Развивающие задачи: содействовать формированию у детей привычки к учебным занятиям и полезной деятельности, непраздному проведению времени. Развить интерес к книжной культуре.

  Празднование с детьми пресвятой Троицы.

Обучающие задачи: знакомить с праздником Святой Троицы и особенностями его празднования. Обобщить и закрепить знания детей о Боге, о праздниках православного календаря, полученных детьми на занятиях в течение года. Формировать у детей представления о Боге - как Троице. Учить понимать изображение Бога на иконе «Троица».

Воспитательные задачи: воспитывать чувство целостности, сопричастности к живому миру, близости, открытости и доверия к его Творцу и благоговения перед святынями.

Развивающие задачи: развивать и закреплять желание детей жить в соответствии с православным календарем, узнавать и осваивать традиции православной культуры. Способствовать формированию понимания целостности мира, экологического сознания.

Литература:

1. Аверина Н.Г. О духовно – нравственном воспитании младших школьников./Н.Г. Аверина // Начальная школа – 2005 - №11
2. Гладких Л.П. Программа «Мир – прекрасное творение Божие»
3. Евангелие для самых маленьких /С.Н. Горбова.- Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2005.- 160с.
4. Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. – М., 2001
5. Закон Божий (руководство для семьи и школы)/Серафим Слободской.- Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2012.- 793с.
6. Носители духа /игумен Игнатий, А.И. Осипов.- М.: Сретенский монастырь, 2011.- 528с.
7. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. – М.,1997
8. Первые шаги в православном храме.- Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010.- 96с.
9. Православие для детей.- Кострома: Авенир-Дизайн, 2007.-392с.
10. Феоктистова Т.К., Шестякова Н.П. «Духовно – нравственное воспитание старших дошкольников»
11. Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя. Часть I. Остров духовной жизни. – М., 1997
12. http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/01/26/otechestvennaya_pedagogiche... Л. Гладких, Отечественная педагогическая культура как фактор укрепления духовно-нравственного здоровья семьи и детей



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР)…

Проектная деятельность «Петушок и его семья» для детей с (ЗПР) старшей группы Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный. Реализация проекта «Петушок и его...

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста

Развитие творческих способностей посредством сказкотерапии у детей дошкольного возраста В современной теории сказкотерапия – это одно из самых новых направлений практической...

Читайте также

Проект «Подъемный кран»

Проект «Подъемный кран»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Путешествие в страну математики» Цель: Обогащать элементарные математические представления детей. Задачи: Закреплять...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...