Профориентационная развивающая предметно – пространственная среда в ДОО

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одно из направлений в социально - коммуникативном развитии – это формирование позитивных установок к различным видам труда и творчеств. Ознакомление с трудовой деятельностью взрослых имеет решающее значение и для формирования у ребенка первоначальных представлений о роли труда и значимости профессий в жизни общества.

Ранняя профориентация дошкольников становится одним из приоритетных направлений развития образовательной политики государства.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий.

Именно в дошкольном возрасте у детей проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Дошколята любознательны, проявляют активный интерес к различным видам труда и творчества.

Успешное осуществление работы с детьми невозможно без организации правильной и соответствующей возрастным особенностям профориентационной предметно-пространственной развивающей среды.

Приоритетная функция развивающей предметно-пространственной среды – погружение ребенка в мир профессий, где у него есть возможность «прожить» разные сюжеты, ситуации, освоить разнообразные модели профессионального поведения и межличностных профессиональных отношений.

При проектировании РППС в своей группе я учитываю целостность образовательного процесса в заданных Стандартом образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической и физической; а также принцип комплексно-тематического планирования.

В подготовительной группе (6-7 лет), в которой я работаю, организованы такие центры по профессиональной ориентации как:

Центр «Строительно-конструктивных игр»

1

Цель: ознакомление детей со строительными профессиями; проживание преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности; выработка позиции творца.

Игровой материал, представленный в этом центре: напольный и настольный строительный материал, разного вида конструкторы, схемы и модели для всех видов конструкторов, транспортные игрушки, схемы, иллюстрации отдельных построек.

Центр книги

2

Цель: формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

Материал этого центра: детская художественная литература в соответствии с возрастом детей, наличие художественной литературы, иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с

окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой, материалы о художниках – иллюстраторах, портрет поэтов, писателей тематические выставки.

Центр «Профессий»

3

4

Цель: закреплять и углублять интерес детей о людях разных профессий.

Игровой материал: д/и, пособия, альбомы, костюмы профессиональной одежды.

Центр «Сюжетно – ролевых игр»

5

Цель: реализация детьми полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре, накопление жизненного опыта.

Игровой материал: атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей, костюмы профессиональной одежды, схемы с пошаговой инструкцией рецептов приготовление элементарных блюд (технологические карты приготовления блюд); предметы - заместители.

Центр «Краеведение»

6

Цель: расширение краеведческих представлений детей, накопление познавательного опыта, ознакомление с профессиями города.

Материал центра: настольно – печатные игры, альбомы, картины, фотоиллюстрации, предметы народно- прикладного искусства и др.

Центр «Доблесть»

7

Цель: формирование представлений о героическом прошлом нашего народа, о профессиях силовых структур.

Материал центра: современное военное обмундирование и разные виды оружия (пилотки, фуражки, пистолеты, автомат, граната, бинокль, мечи, щит), наглядные пособия «Разные виды техники», «Транспорт», альбомы «Военная техника», «Разные роды войск», тематические папки «Наши предки - славяне», «Богатыри земли русской», «Великая Отечественная война», «Российская армия».

пособия «Рыцарский турнир», «Защитники», «Наша Родина – Россия», набор «Солдатики», «Военная техника», д/и.

Центр красоты.

8

Цель: ознакомление с работой парикмахера, усвоение культуры поведения в общественных местах.

Материалы центра: набор «Парикмахерская», самодельные бусы, браслеты, колечки и другая бижутерия, фотоальбом «Наши причёски», фотографии детей в рамочках с разными причёсками, фартуки для парикмахера, пелеринки для клиентов, пособие «Волшебный мир принцесс», набор картинок «Модница.

Центр «Экспериментирования»

9

10

Цель: формирование у детей поисково-познавательной активности, развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств.

Материалы центра: различные коллекции, редкие предметы (перья, кристаллы…), приборы-помощники (микроскопы, лупы, увеличительные стёкла, компас, зеркало, песочные часы, весы, магниты...), бросовый материал, медицинский материал, разные виды ткани, бумаги, разнообразные сосуды, утилизированный материал…

Центр «Театрализованной деятельности»

10

Цель: развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя

в играх-драматизациях.

Игровой материал: ширмы, элементы костюмов, различные виды театров,

предметы декорации.

Центр «Юные музыканты»

12

Цель: развитие творческих способностей детей в самостоятельно- ритмической и музыкальной деятельности.

Материал центра: детские музыкальные инструменты, портрет композиторов, магнитофон, набор аудиозаписей, музыкальные игрушки,

игрушки- самоделки, музыкально- дидактические игры, музыкально- дидактические пособия.

Проводимая профориентационная работа позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева).



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми…

Мастер-класс по составлению интеллект-карты на тему: «Достопримечательности Москвы» с детьми подготовительной к школе группы Цель: закрепить названия культурных, исторических объектов и достопримечательностей...

Интерактивная игра как средство развития ребенка

Интерактивная игра как средство развития ребенка Актуальность использования интерактивных игр в развитии личности детей дошкольного возраста обусловлена современными реалиями. Мы живем...

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте»

Непосредственно-образовательная деятельность «Составление загадок о спорте» Цель: формирование умения придумывать и отгадывать загадки. Задачи: Упражнять в рассуждении и в умении доказывать. Подбирать глаголы, обозначающие...

Читайте также

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в…

Конспект занятия по речевому развитию детей второй младшей группы в интеграции с духовно-нравственной деятельностью средствами литературных произведений на тему: «Вежливые слова» Актуальность Речь...

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными…

Конспект по аппликации «Чайник с чашкой» для детей с ограниченными возможностями здоровья, с умственной отсталостью легкой степени Подготовительная группа Цель: активизация мелкой...

Культурная деятельность ребенка

Культурная деятельность ребенка Мир детства – неотъемлемая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом. Ребёнок пребывает в культуре...