Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Цель:

  1. Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об исторических традициях русского гостеприимства.
  2. Познакомить с основными правилами приема гостей. Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России.
  3. Воспитывать доброжелательность во взаимоотношениях детей, развивать устную речь, обогащать словарный запас.

Материалы: костюмы русские национальные, хлеб – соль, стол накрытый для чаепития, самовар, сладости, разрезные картинки для игры, атрибуты для игры «Приготовь чай», русская народная музыка.

Предварительная работа: разгадывание загадок о предметах быта, рассматривание иллюстраций, пение русских народных песен, разучивание хоровода: «Калина», чтение произведений: «Лиса и Журавль», «Федорино горе», «Цветик – семицветик»

 

Ход занятия:

Воспитатель: - По дороге в детский сад, я зашла в продуктовый магазин, купила сладости. (показ: бублики, пряники). Скажите, для чего они мне понадобились? Ответы детей: пить чай, можно угостить и т.д.) Ребята, вы любите ходить в гости? Чем вы там занимаетесь? (Играют с друзьями, пьют чай ...)

- В какой стране мы живем и как называют нас с вами? Ответы (Россия, мы – россияне.)

Воспитатель:

- Слава нашей стороне, слава русской старине!
И про эту старину, я рассказ свой поведу.
Чтобы дети знать могли о делах родной земли!
Воспитатель: - Сегодня мы поговорим о наших русских народных традициях. . Есть традиции, которые возникли очень - очень давно и сохранились до наших дней. Скажите в нашем детском саду есть свои традиции, расскажите о традиции вашей семьи, а в стране, есть свои праздники? (дети по очереди отвечают, рассказывают о праздниках в их семьях)

Какой праздник мы отмечаем для каждого ребенка в нашей группе? (день рождения), конечно, это традиция нашей группы.

Игра хоровод: «Каравай».

Русский народ издавна славен гостеприимством. Мы знаем и соблюдаем эту традицию.

– Ребята, а как вы понимаете слово «гостеприимство» (это - значит гостей принимать) или по другому - встречать, угощать, развлекать, дарить.

Входит девочка в русском костюме, в руках держит блюдо с караваем и солью, кланяется всем:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом

Встретить щедро от души

С уважением большим

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Воспитатель: - Вот так в давние времена встречали гостей, по русской традиции с хлебом и солью, от этого и образовалось слово – хлебосольные. Хлеб пекли в русской печке, соль насыпали в солонку. И даже сейчас эта традиция существует, так с хлебом и солью встречают на свадьбе жениха и невесту.

Отгадай загадки:

Зеленый, чёрный и в пакетах,
Есть развесной, а есть в брикетах.
Давай, дружище, выручай:
«Что утром пьёшь с лимоном»?

Дышит дымом, дышит паром,
С жаром!
А зовётся… (Самоваром.)

Маленькая, кругленькая, дырочка внутри.
В руку ты её возьми, в дырку посмотри.
Ею я люблю хрустеть,
В дырочку смотреть.
Вовсе это не ватрушка,
А простая к чаю — … .
(Сушка.)

Красивый фантик облачает,
Во рту сладка и вкусно тает.
Все дети любят сладость эту,
А зовут её — … .

Д/игра: «Самоварная эстафета» - 2 команды, необходимо собрать свою картинку самовара. (Детям предлагается из отдельных частей, собрать целое.)

Воспитатель: - Вы, на верное догадались для чего, необходим нам самовар? (Пить чай.) Одна из самых замечательных русских традиций - это чаепитие. Без него не обходились ни одни посиделки.

Дети рассматривают заранее накрытый стол с самоваром для чаепития.

 Стол накрывался скатертью, в середине стоит самовар. Самовар - символ семейного очага, уюта, дружеского общения, символ гостеприимства - поэтому он и занимал почетное место в центре стола. Рядом с самоваром ставили чайничек с заваркой, сахарницу, сахар был кусочками, баранки, бублики, сладости в вазочках. В чашку наливалась заварка, которая разбавлялась кипятком из самовара. Русский народ любил пить чай из блюдца, дуя на него, чтобы он быстрее остыл.

Воспитатель: - предлагаю поиграть в игру: «Чаепитие» 2 стола, на них лежат атрибуты (скатерть, блюдце, чашка, сахар рафинад, пакетик чая, чайная ложка) 2 команды из 6 человек поочередно выполняют действия, сервируют стол для чаепития.

- Молодцы, справились с заданием, теперь я уверена, что дома вы сможете накрыть стол, для вашего гостя.

Чем же еще угощали гостей, собирая осенью в лесу, на полянках, в садах? ( ягоды, фрукты), из этого и готовили запасы на зиму: варенье, джем, компот.

Д/игра: «Скажи правильно»

Если варенье из малины, оно какое? Малиновое.

Если варенье из смородины?

Если компот из вишни?

Если джем из абрикосов?

Если компот из разных сушеных фруктов?

Воспитатель: - Да не зря про чай толкуют

 Мы хотим секрет раскрыть

Чай с баранкой, бутербродом

 Будем вместе нынче пить.

Воспитатель: - Вспомните новые слова, с которыми, мы сегодня познакомились? (чаепитие, хлебосольное, гостеприимство) - это традиции русского народа, нашу культуру нужно беречь, соблюдать обычаи и традиции.

Воспитатель: - Приглашаю всех отведать вкусный ароматный чай с бубликами. Приятного аппетита!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф»

Методическая разработка для детей первого раннего возраста. Игра «Книжный шкаф» Аннотация Данная игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и умения применять уже...

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста

Использование проектного метода в познавательном развитии детей дошкольного возраста В текущих условиях реформирования образовательного процесса дошкольного учреждения становится актуальным вопрос выбора...

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности…

Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности в условиях реализации ФГОС Все бы хотели, чтобы дети хорошо учились...

Читайте также

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в…

Использование «Кейс-технологии» в работе учителя-логопеда с детьми с ОНР в подготовительной группе Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР я...

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного…

Перспективный план по использованию здоровьесберегающих технологий для детей старшего дошкольного возраста Цель: Предполагает разностороннее и гармоничное развитие и воспитание ребенка, обеспечение его...

Сценарий к Дню города Москвы

Сценарий к Дню города Москвы Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! В начале сентября Москва – столица нашей Родины празднует свой День Рождения...