Мастер-класс для педагогов «Применение интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов»

Цель: привлечение интереса педагогов к использованию интеллектуальной карты при составлении описательных рассказов.

Задачи:

  • поделиться опытом работы использованияинтеллектуальной карты, рекомендациями по их составлению;
  • показать возможности применения интеллектуальной карты на занятиях по развитию речи;
  • отработать методику создания интеллектуальной карты.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Согласно ФГОС дошкольного образования, речевое развитие – образовательная область, целью которой является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Сегодня я хочу представить вам метод интеллект-карт, который я использую, как один из интересных методов работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Оригинальное название метода – mindmap, что буквально переводится как «карта мыслей». В русском языке также встречаются термины «ментальная карта», «схема ассоциаций», «умная карта» и прочие схожие наименования.

Этот метод был предложен и разработан английским психологом Тони Бьюзеном.

Концепция интеллект-карт основана на особенностях восприятия информации человеческим мозгом. Дело в том, что мозгу трудно воспринимать символьную информацию в виде текстов, таблиц. Намного проще сознанию усваивать информацию, которая основана на ассоциациях, задействует иерархическое мышление, визуализирована, дополнена цветом и картинками в соответствии с ассоциациями.

К.Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

Метод интеллект-карт основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению и осмыслению окружающего мира.По сути, интеллект-карта повторяет и имитирует радиантное мышление, которое, в свою очередь, усиливает естественную функцию мозга.
При создании интеллект карт следует придерживаться следующих правил:

1. Центральный образ используется для обозначения главного объекта внимания изанимает место в центре.

2.Далее создаются ветви. От центрального образа отходят ветви (каждая ветвь обозначается ключевым словом или фразой), соответствующие главным темам, а уже от них ответвляются вторичные темы.

3.Каждая главная ветвь имеет свой цвет. Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры. В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.

4. Карта составляется на горизонтально повёрнутом листе. Мы используем не только бумагу, но и фетровую доску. Она может использовать многократно.

5. Карта создаётся индивидуально и фронтально

- А сейчас я хочу Вам представить пример составления интеллект карты по теме Фрукты. Карту мы составляли фронтально, используя фетровую доску. Карта заполнялась в течение четырёх дней. В конце недели с её помощью закрепили полученные знания и научились составлять описательные рассказы по лексической теме «Фрукты».

Ассоциативные картинки расположены рядом с доской в хаотичном порядке.

- В центре я расположила главную тему - это корзина, но она пока пустая

Прошу детей отгадать загадку:

- Абрикос и апельсин, грушу, сливу, нектарин, ананас, банан, грейпфрут. Назвать мы можем словом… (Ответ: Фрукт.)

- Спрашиваю, какие фрукты я называла в загадке? При затруднении детей, загадка читается повторно. По ответам детей заполняем карту.

На доске остаются ещё фрукты, которые дети не назвали. Эти фрукты им не знакомы, или их названия отсутствуют в активном словарном запасе.

- Называю детям незнакомые фрукты, и они помещают их в корзину.

- Затем рассуждая, думаем, что мы сейчас можем сказать о фруктах.

- Прикрепляем к доске цветную ветку.

- Первое предположение детей были о цвете фруктов. Ребята единодушно выбрали цветные кляксы для обозначения цветов фруктов. Добавляем цветные кляксы и проговариваем, какие фрукты бывают данным цветом.

- Далее по аналогии обращаем внимание на размер, форму, вкус, что можно из них приготовить, какие витамины и в каких фруктах содержатся. Подбираем ассоциативные картинки и прикрепляем их на доску. Если готовой подходящей картинки нет, то на этот случай, есть пустые карточки, на которых можно нарисовать любую картинку.

- Каждую ветку прикрепляем разным цветом.

- После того, как карта заполнена, обозначаем стрелками направление для её чтения. В дальнейшем используем карту для закрепления изученного материала.

Моделирование при помощи интеллект карт формируют такие универсальные логические действия, как:

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов;

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт, в процессе обучения способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. Дети являются активными участниками процесса осмысления и создания интеллект карты, усваивают новый метод познания, который они могут перенести на любые другие жизненные ситуации.

Спасибо за внимание.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста…

Дидактическое пособие по сенсорному развитию для детей второго раннего возраста «Радужная палитра» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое развивает...

Читайте также

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации)…

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации) в старшей группе компенсирующей направленности с детьми с ТНР «Мой...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...