Образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе
Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ

Задачи. Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки; определять место звука в словах. Развивать умение организовывать совместную деятельность в парах. Формировать потребность в двигательной деятельности.

Оборудование. Колокольчик, картинки, в названии которых есть звуки ч и щ, листы бумаги с нарисованными решетками, мяч.

 

Ход деятельности.

Воспитатель звонит в колокольчик.

Воспитатель. Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

Каждый день всегда, везде – на занятиях, в игре,

Смело четко говорим и тихонечко сидим.

- Ребята, представьте себе, что вы в школе и у вас начинается урок. На уроке надо выполнять разные задания. Сейчас я загадаю вам загадки.

- Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела: «Пейте чай, вода вскипела!» Чайник

- Он пока что не подрос, подрастёт и будет пёс.
Его голос как звонок – это маленький …щенок.

Давайте определим первые звуки в словах чайник и щенок.

Со звуками «Ч» и «Щ» мы с вами сегодня будем часто встречаться. Запомните, ребята, звуки «Ч» и «Щ» - согласные, и всегда мягкие.

Воспитатель. Ребята, слушайте внимательно, я буду произносить звуки. Если услышите звук ч, надо изобразить движение паровоза, звук щ – показать, как пилят дрова (ч, ч, щ, ч, ч, щ, ч, щ, ч, щ, щ).

Игра с мячом. А сейчас подумайте, как изменить слово, чтобы в нем появился звук ч. Воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: щенок, ребенок отвечает: щеночек. (диван, чемодан, книга, ребенок).

Воспитатель. Послушайте отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю, сладким чаем угощаю…

Вопросы: Кто и за что прощает Федорушку? В каком произведении об этом рассказывается? Кто его автор? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать? Назовите слова со звуками ч и щ.

Динамическая пауза «Мячик»

А теперь представьте, что вы мячики

- Вы теперь не ребятишки, не девчонки и мальчишки,

А весёлые мячи, так что прыгай и скачи! прыжки

Девочки и мальчики прыгают как мячики.

Мячик прыгал и скакал, на иголку набежал… остановиться

Он все ниже опускается, воздух тихо выдувается. приседать, произносить звук (щ)

Воспитатель. Ребята послушайте скороговорку и назовите слово, в котором одновременно присутствуют звуки ч и щ и слово с двумя звуками ч.

В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи. Л. Ульяницкая

А сейчас я буду произносить слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите звук щ: сияющий, камешек, расщелина, Чебурашка, щелкунчик, частушка. Также со звуком ч.

Дети садятся за столы. На листах бумаги нарисованы решетки. Воспитатель называет слова, а дети определяют позицию звука ч в них и ставят фишку в одно из трех окошек решетки: чек, рачок, спешит, чечетка, отсечь, ночь.

Работа в парах. Для каждой пары подобраны картинки. Один ребенок собирает картинки со звуком ч, другой – со звуком щ.

Рефлексия. С какими звуками мы сегодня работали? Какие задания выполняли на уроке? Что вам больше всего понравилось? Какое задание вам показалось трудным?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Путешествие в город Мастеров

Путешествие в город Мастеров Цель: формирование реалистических представлений о труде людей. Задачи: 1. Сформировать представления о профессии строитель, о строительных специальностях, о необходимости и...

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами»

Дидактическое пособие по развитию речи «Знакомство с предлогами» Дидактическое пособие по развитию речи предназначено для совместной работы с детьми 4-5 лет...

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8…

Досуг для младшей разновозрастной группы посвященный 23 февраля и 8 Марта «Февромарт» (Звучит веселая музыка, дети заходят в зал.) Ведущая: Всем добрый...

Читайте также

Дидактическая игра «Народные промыслы»

Дидактическая игра «Народные промыслы» Дидактическая игра «Народные промыслы» направлена на культурное и эстетическое развитие детей дошкольного возраста. В занимательной игровой форме дошкольники знакомятся с...

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста

Влияние оригами на всесторонне развитие детей дошкольного возраста «Из обычного листа бумаги можно сотворить целый мир». В.Дегтева. Оригами — это искусство складывания бумажных...

Дидактическое пособие «На Ферме»

Дидактическое пособие «На Ферме» (Разнофактурный коврик) Игра рекомендована для дошкольников от 2 до 6 лет. По образовательной области «Познавательное развитие». Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие»...