Семинар-практикум «Творческий проект»

Цель семинара-практикума: создание условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении технологией проектной деятельности.

Задачи:

1. Повышать методическую грамотность педагогов в овладении технологией проектной деятельности.

2. Совершенствовать педагогические компетентности педагогов.

3. Способствовать творческому поиску.

Актуальность

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ФГОС ДО), ориентируют педагогов на развитие у детей самостоятельной познавательной активности. Использование технологии проектной деятельности поможет эффективному решению данной задачи.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное, думающее, способное на творческий подход к любому делу.

Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования - потеря живости, притягательности процесса обучения. Увеличивается число дошкольников, нежелающих заниматься; снизилась положительная мотивация к процессу познания. Как же поправить ситуацию? Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Этот метод актуален и очень эффективен, т. к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно развиваться.

2 слайд:

По мнению Симоненко творческий проект – это творческая деятельность, способствующая развитию творческих черт личности.

Творческий проект является одним из средств развивающего (лично – ориентированного ) обучения, когда ребенок самостоятельно учиться ставить проблему, собирать и обрабатывать информацию, анализировать, творить, осваивать различные изобразительные или художественные техники.

Он не имеет детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается, и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам участников проекта. Педагоги и дети договариваются о форме представления результатов (драматизация сказки, создание мультфильма, праздник, оформление интерьера).

3 слайд:

Творческие проекты можно классифицировать:

  • по преобладающему мотиву (доставления радости, оказание помощи, совместное творчество или деятельность);
  • по доминирующему виду творчества (изобразительное, конструктивное, художественно-речевое, художественно-оформительское, театральное, музыкальное).

3 слайд:

Целью реализации творческого проекта в рамках с дошкольниками может быть:

  • развитие свободной творческой личности ребенка;
  • формирование потребности в творчестве и общении с искусством;
  • формирование потребности в создании творческих продуктов;
  • создание условий для занятий любимым видом творческой деятельности;
  • развитие творческих возможностей и потенциала дошкольников;
  • содействовать созданию какого-то творческого продукта.

Примерные задачи творческого проекта:

  • развивать художественные, творческие способности: воображение, мышление;
  • развивать выразительность речи (танцевальных движений, актерское мастерство и т.п.);
  • развивать навыки сотрудничества;
  • развивать коммуникативные навыки;
  • создавать условия для овладения детьми техникой изготовления (поделки, рисунка, игрушки и т.п.) или овладения приемами лепки, рисования, вырезывания и т.п.;
  • учить анализировать свои способности и находить конструктивные решения или выбирать оптимальные варианты изготовления поделки (рисунка, игрушки и т.п.);
  • развивать самостоятельность в развитии умений ставить цель и выбирать способы её реализации, планировать, презентовать и оценивать свою работу;
  • развивать умение выполнять работу аккуратно и качественно;
  • воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Алгоритм реализации проекта

1 шаг - Выбор темы проекта.

Мотивация детей к совместной деятельности (вводная беседа)

Для того чтобы проект «заработал» он должен стать значимым и важным для ребёнка, другими словами ребёнка нужно заинтересовать, увлечь, замотивировать.

Существует три типа мотивации:

  • игровая мотивация - решение проблем, возникших у игровых персонажей;
  • мотивация общения в условиях помощи взрослому - почувствовать свою необходимость, значимость, возможность получения одобрения;
  • мотивация личной заинтересованности - почувствовать себя умеющим, компетентным, побуждающая его к созданию разных предметов для собственного употребления.

Примеры мотиваций:

Игровая - воспитатель приносит письмо от кота Леопольда: он решил показать мышатам спектакль, чтобы с ними подружиться, но у него нет костюмов и один он не может его показать, нужно много героев. (проект «Играем в сказку»).

Помощь взрослому - воспитатель обращается с просьбой к детям помочь испечь печенье к чаю. Оказывается она (воспитатель) никогда этого не делала. Все вместе выясняют, какие продукты нужны, где их можно взять и какие действия совершить. Затем приступают к реализации (проект «Домашнее печенье»).

Личная заинтересованность - на информационном стенде появляются картинки с тряпичными куклами, воспитатель предлагает детям до завтрака рассмотреть их и подумать, кто такими куклами играет. В процессе совместного обсуждения дети приходят к выводу – старинные куклы. У детей возникает желание узнать о том, как такие куклы делают и кто, как куклы называются (проект «Куклы из бабушкиного сундука»).

Задание педагогам: придумать разные типы мотиваций для творческого проекта "День рождения"

2 шаг - формулировка идеи проекта, выдвижение гипотезы (не обязательно), определение результата проекта (обязательно).

Например: для проекта "День рождения"

гипотеза - доставим радость именнику,

результат- приготовим подарок именнику.

3 шаг - заполнение карты детских идей.

Карта детских идей может представлять собой соше с кармашками, куда дети и педагог вкладывают картинки со схематическими изображениями, либо лист бумаги (формат не менее А4) с таблицей, где схематично изображаются идеи детей или в старшем дошкольном возрасте графы печатным текстом.

Что будем делать? Из чего?
С помощью чего?
Кто научит?
Где найдем информацию?
     
     
     
     

Важно! В карте указываются авторы предложенных идей, карта помещается на видном месте, в течение проектной деятельности в неё вносятся дополнения, при подведении итогов проекта карта идей анализируется.

4 шаг - составление плана проекта.

В процессе общения с детьми определяются шаги по достижению результата (цели) проекта, выясняется, что нужно сделать в первую очередь, какая помощь взрослых потребуется и в чем, распределяются роли (в старшем дошкольном возрасте).

План проекта записывается (символами или текстом) и размещается на доске или мольберте вместе с картой идей.

5 шаг - проживание темы проекта (реализация проекта)

Реализация намеченных мероприятий, совместное поэтапное продвижение к заранее определённому результату.

Важно! Все образовательные моменты выстраиваются логично с использованием деятельностного подхода.

6 шаг - заключительный этап, подведение итогов, рефлексия:

  • анализ карты идей (что получилось, что нет и почему);
  • обсуждение степени участия каждого в проектной деятельности;
  • создание момента эмоционального переживания полученных результатов;
  • презентация результата проекта детям другой группы, родителям (не всегда).

Важно! Полученный продукт помещается на видное место для «любования», затем используется детьми в самостоятельной деятельности (по возможности)

Проигрывание ситуации: введение детей в творческий проект "Елочка- красавица, всем ребятам нравится!"

1 шаг - Мотивация:

В.: ребята, я сегодня заглянула в календарь и увидела, месяц ноябрь заканчивается и скоро наступит зима.

- Как называется первый месяц зимы? (декабрь).

- В конце декабря все люди нашей страны - России, отмечают праздник - Новый год.

С давних пор повелось, в Новый год приносить в дом ёлку и украшать её. Раньше ставили живые ёлки, их срубали в лесу и приносили в дом. От этого лес страдал. В лесу становилось в все меньше и меньше елок.

Люди задумались как сохранить лес и придумали! Стали на фабриках делать искусственные елки.

Вот и я заглянула в кладовку: нашла елку, а коробка с игрушками пропала. Теперь нечем будет украшать елку? Что же мне делать?

(Высказывание детей – педагогов.)

Из их высказываний формулируется идея проекта - сделаем игрушки для украшения елки своими руками.

2 шаг. Вы здорово придумали - сделать игрушки своими руками!

3 шаг. Давайте подумаем какие игрушки мы сделаем?

Заполняется карта

Что будем делать? Из чего?
С помощью чего?
Кто научит?
Где найдем информацию как делать?
фонарики Из бутылок - О.А.
Из бумаги - С.В.
Мама
Посмотрю в книге
шарики Из ниток - Н.Ю.
Из бумаги - К.А.
Бабушка
Попрошу воспитателя
Бусы Из бумаги - Т.Ю.
Из ...........
.........

4 шаг - составление плана проекта

Давайте решим, сначала какую игрушку будем учиться делать.

(варианты голосование жетонами, считалка)

Потом?

Заполняется карта-план.

Какие игрушки вы хотели бы сделать дома с мамами, бабушками, папами?

1                                                                    
2  
3  
   
   
   

Я попрошу вас, дома найти с родителями как можно сделать фонарики и принести в группу эту информацию.

Задание педагогам. Разработать примерный план мероприятий творческого проекта "Елочка - красавица, всем ребятам нравится"

Рефлексия

Упражнение "Мишень"

4



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый…

Долгосрочный проект во второй группе раннего возраста «Мы за здоровый образ жизни»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Читайте также

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского…

Конспект НОД по финансовой грамотности для детей подготовительной группы детского садаТема: Путешествие в страну «финансовой грамотности» Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская...

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в…

ООД с элементами песочной терапии в подготовительной группе «Путешествие в Песчаную страну» Цель: создание эмоционального комфорта для детей. Задачи Образовательные: - закреплять навыки экспериментирования...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней…

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в средней группе с тяжелыми нарушениями речи «Космос» Цель – закрепить знания детей...