Развитие эмоциональной отзывчивости у детей второго раннего возраста

Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все рекорды и вызывает тревогу, способность к сопереживанию, сочувствию, умению радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмоции и проявлять их к окружающим необходимо с раннего возраста, совместно не только со специалистами (психологами), но и с воспитателями и родителями.

Эмоциональная система детей второго раннего возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям, тем более малышам, трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. К концу раннего возраста, ближе к трём годам деятельность центральной нервной системы становится более совершенной, усиливается её регулирующая функция: ребёнок становится способен сдержаться и не заплакать, если ему больно, более сосредоточенно и целенаправленно заниматься интересным для него делом, подчинять своё поведение некоторым правилам.

Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Второй ранний возраст – время, когда ребенок обучается распознавать и показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: стеснительность, сопереживание, изумление и др. Однако родители могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Очень важно помочь ребенку эмоционально развиваться. Чем больше представлений у ребенка о мире, тем более многогранны его эмоции. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми. В общении с воспитателями, преобладают мотивы сотрудничества. Воспитатели должны давать себе отчет в том, как правильно скрыть весь негатив и переживания, многочисленные социальные проблемы, имеющиеся у нас в жизни (неприятности в семье, плохое настроение, обида на кого-либо). Ведь дети очень хорошо чувствуют эмоциональный настрой, отстраненность и пониженное настроение взрослых, они понимают, что что-то происходит, и отсутствие хорошего настроения у нас вселяет в детей еще большую тревогу. Дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования его чувств.

Особенности эмоционального развития детей второго раннего возраста:

  • эмоциональные переживания кратковременны, неустойчивы, выражаются бурно, дети очень впечатлительны, их поведение импульсивно, эмоции выступают мотивами поведения;
  • происходит дальнейшая социализация эмоций, поскольку переживания связаны с результатами человеческой деятельности, и ребенок осваивает способы их выражения;
  • развиваются высшие чувства, среди которых особое место занимают симпатия, сочувствие, чувство гордости и стыда;
  • включение слова в эмоциональные процессы перестраивает их протекание и в совокупности с установлением связи между чувством и представлением создает предпосылки для их регуляции.

Что поможет в развитии эмоций?

1. Семья и ближайшее окружение влияют на раскрытие эмоций ребенка.

2. Физический контакт – ласка, объятия, беседы.

3. Новые впечатления являются почвой, на которой произрастают ростки эмоций, поэтому необходимо разнообразить досуг ребенка: многочисленные прогулки, увлекательные поездки, посещение театров, цирка или музеев, чтение детских книг. Но всегда, когда очередная сказка дочитана, полезно обсудить с малышом сюжет или поступки героев.

4. Взаимоотношения с другими детьми и игры также влияют на эмоциональное развитие ребенка, помогают подрастающему человеку легче осваиваться в окружающей реальности.

5. Разнообразие игр со сказочными или необычными сюжетами дарит малышу яркие чувства и переживания.

6. Обогащение эмоционального спектра посредством детского творчества: рисование, занятия танцами и музыкой, лепка могут подарить подрастающему человечку множество разнообразных чувств и эмоций.

Грамотное сочетание родительского внимания, общения, игр и творчества дает шанс эмоциональной сфере дошкольника развиваться полноценно и правильно.

Необходимость эмоционального развития:

  • активное освоение окружающего мира вызывает у ребенка различные эмоции, расширяя и усложняя их диапазон, эмоции становятся мотивом и регулятором деятельности;
  • эмоциональный отклик на предметные действия со взрослым и игровые события служат предпосылкой формирования игры – ведущей деятельности на последующем этапе возрастного развития;
  • с формированием эмоциональной сферы детей второго раннего возраста связано развитие когнитивной сферы и речи: появление познавательных эмоций стимулирует познавательную активность ребенка, произвольность деятельности;
  • для нормального речевого развития ребенка определяющую роль играет эмоционально значимое общение, при различных эмоциональных травмах (испуг, переживания разлуки с близкими и т.д.) увеличивается риск возникновения речевых нарушений;
  • постепенно чувства и эмоции детей становятся более устойчивыми, рациональными, приобретают большую глубину, что обусловлено положительным отношением окружающих и успешностью процесса психологического развития ребенка;
  • с развитием личности ребенка, появлением собственного «Я» и ранним опытом социализации связано формирование эмоций самосознания, эмпатии и социальных эмоций;
  • от характера эмоционального отношения взрослых к ребенку, адекватности их эмоциональных реакций на поступки ребенка и зависит обретение им чувства независимости, самостоятельности, как психологического новообразования раннего возраста, его эмоциональное благополучие, и даже соматическое здоровье;
  • обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия;
  • важное направление развития эмоциональной сферы детей – это появление способности управлять своими чувствами.

Эмоциональное развитие детей раннего возраста особенно необходимо в период кризиса 3-х летнего возраста. В этот период у ребенка появляются элементы бунтарского поведения, желание манипулировать родителями, ревность к младшему (старшему) ребенку, агрессия к окружающим или себе. Всё это говорит о том, что малыш меняет свое отношение, как к себе, так и к окружающим. Необходимо спокойно и уважительно относиться к ребенку, его запросам, объяснять и показывать на собственном примере, как надо вести себя в сложной ситуации.

Некоторые родители даже не догадываются, что существует эмоциональное воспитание, и пускают развитие детских эмоций на самотек. Ребенку не даны от рождения нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, он не умеет самостоятельно их выражать. Если не уделять достаточно внимания эмоциональному воспитанию, он не научится правильно выражать радость или обиду, делиться своими чувствами с окружающими. А это уже серьезный коммуникативный барьер. Соответственно, малыш будет расти неуверенным в себе, не таким счастливым, как другие дети. Эмоции отражаются на характере ребенка, его поведении. С помощью эмоций человек откликается на все происходящее вокруг, выражает свои чувства. Эмоциональное развитие формирует умения откликаться на явления окружающего, контролировать свои чувства и управлять их проявлениями, поэтому важно уделять внимание эмоциональному развитию детей с раннего возраста, для того чтобы ребенок в дальнейшем мог справиться со своими эмоциями и научился их выражать.

 

Список литературы:

  1. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект – изд-во Манн, Иванов и Фербер, 2013. -560с.
  2. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. Пособие для практических работников ДОУ. - М. Айрис-пресс, 2004. - 160 с.
  3. Колдина Д.Н. Социально-эмоциональное развитие ребенка. – М.: Мозаика-синтез, 2017. - 128с.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С…

Сценарий развлечения на улице для воспитанников старшей группы «Автодискотека «С правилами подружись!!!» Необходимые атрибуты: кегли, 2 руля, 2коляски с куклами, 2...

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе…

Занятие по художественно-эстетическому и познавательному развитию «Воздушные шары» в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет Цель: дать детям представления о воздухе...

Читайте также

Педагогический проект: «Маленький финасист»

Педагогический проект: «Маленький финасист»

Дидактическая игра «Чей листок?»

Дидактическая игра «Чей листок?» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Чей листок?» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе

Пояснительная записка о книжном уголке в старшей группе Цель: развивать познавательные и творческие способности детей через ознакомление с художественной литературой. Задачи: - прививать...