Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Старший дошкольный возраст

Цель: Формировать социально-нравственные представления о ценностях и нормах поведения в обществе.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием семейный бюджет. Раскрыть сущность понятия доход и его основные источники (заработная плата, пенсия, стипендия); уточнить представление детей о ведении семейного хозяйства.
  2. Закрепить понятие бережливость, экономия, формировать бережное отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности;
  3. Воспитывать нравственные качества - доброту, щедрость, взаимопомощь, сочувствие, желание делиться.

Речевая работа: Упражнять в диалогической речи; формировать и активизировать словарь по теме «Экономика», «Нравственные качества»; развивать навыки рассуждения.

Предварительная работа:

Беседы: «Как вознаграждается труд», «Жадность и бережливость», экскурсия в магазин детских товаров, дидактическая игра «Кто добрый, а кто злой», заучивание пословиц о деньгах и богатстве.

Материалы и оборудование:

Мнемо - схемы: «Семейный доход», «Семейные расходы»; схемы – лица с эмоциональным состоянием огорчения и радости; конверты с картинками (по пять штук) изображающими разный товар – вещи, продукты на каждого ребенка; мнемо – вывески «Счастье», «Здоровье», «Доброта», «Помощь», «Вежливость», «Дружба»; монеты – фишки; картинки – больной человек, просящий милостыню, бездомная собака, плачущий ребенок; копилка на каждого ребенка; карточки – «Ведомость» учета монет на каждого ребенка.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, когда у вас бывает хорошее настроение?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А когда плохое?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Мне хотелось бы узнать, как вы себя чувствуете, если, придя в магазин вы что-то очень захотели, например, красивую игрушку или сладости, а мама не может вам это купить?

Дети: Огорчаемся, расстраиваемся, обижаемся.

Воспитатель: А если вам все-таки купили то, что вы хотели, какие чувства вы испытываете?

Дети: радость, удовольствие, нам приятно.

Воспитатель: А вы благодарите маму за покупку для вас?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А что мы отдаем продавцу взамен на покупку?

Дети: Деньги.

Воспитатель: А откуда в семье появляются деньги?

Дети: Взрослые работают и получают заработную плату.

Воспитатель: Отгадайте загадку;

Мелкие, звенящие, бумажные, хрустящие.

На работе их дают, каждому за равный труд.

(деньги, заработная плата).

Давайте по схеме рассмотрим, как в семью приходят деньги.

(рассматривание схемы «Семейный доход)

Каждый месяц взрослые получают заработную плату, а если человек очень хорошо работает, то ему к заработной плате выплачивают ещё и премию. А кто получает пенсию?

Дети: Бабушки, дедушки, инвалиды.

Воспитатель: Кто получает стипендию?

Дети: Студенты.

Воспитатель: А ещё деньги можно выиграть в лотерею или приняв участие в игре с денежным призом. Так складывается семейный бюджет. Бюджет – это все деньги, которые заработаны и выиграны.

Скажите, зачем нужны деньги?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Посмотрите на эту схему (мнемо – схема «Семейные расходы).

В каждой семье есть расходы, это то, что обязательно надо платить каждый месяц – они обозначены синим цветом. Есть вещи, которые покупают не часто – они обозначены розовым цветом. За что платят взрослые каждый месяц?

(рассматривание мнемо – схемы)

Дети: Взрослые каждый месяц платят за воду, электричество, тепло в доме, за телефонную связь. Покупают продукты. Покупают мыло, стиральный порошок, лекарства. Тратят деньги на бензин и билеты на транспорт.

Воспитатель: Да, на эти покупки уходит большая часть денег. А какие покупки делают редко?

Дети: Игрушки, мебель, полотенца и др.

Воспитатель: Эти вещи необязательно покупать каждый месяц, ведь они служат нам долгое время, если относиться к ним бережно. К деньгам тоже надо относиться бережно, экономно их расходовать. В народе говорят: «Деньги счёт любят». Что случиться, если мы потратим все семейные деньги на игрушки и сладости?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Ребята, послушайте такую историю.

1 ситуация: Вечером Ваня пришёл домой из детского сада. Ему показалось, что в квартире темно, поэтому он включил свет во всех комнатах, включил мамину настольную лампу.

Посмотрел по телевизору свою любимую передачу, потом поиграл на компьютере, все это он забыл выключить и стал смотреть книжку.

Когда мама это увидела, то воскликнула: «Ну и иллюминация у нас!»- и очень рассердилась на Ваню.

Как вы думаете, почему рассердилась мама?

Дети: (ответы)

Воспитатель:

2 ситуация: Игорь и Паша ходят в одну группу детского сада, они дружат – вместе играют. Паша мальчик аккуратный, а Игорь небрежный. Когда за детьми приходят мамы, то Игорь, обычно, в грязной, а то и порванной одежде, а у Паши одежда всегда чистая.

Посмотрите на лица – схемы, какое лицо у мамы Игоря и мамы Паши. Почему?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Кто из этих мальчиков бережно и экономно относится к семейному бюджету?

Дети: (ответы)

Физминутка

Мы делили апельсин, много нас, а он один,

Эта долька для чижа, эта долька для ежа.

Эта долька для котят, эта долька для утят.

Ну, а волку? Кожура.

Разбегайся кто куда!

Воспитатель: Сейчас вы попробуете сделать покупку для своей семьи. У каждого из вас конверт с картинками – покупками, разложите их в ряд с самых необходимых покупок и закончите не очень нужными.

(дети выкладывают картинки, объясняют свой выбор, рассуждают)

Воспитатель: А сейчас мы отправимся в очень необычный магазин, для этого нам нужно взять с собой деньги. У нас деньгами будут фишки, возьмите каждый по десять монет.

(в «магазине», вместо продуктов и других товаров,

на полках мнемотаблицы «Счастье». «Здоровье»,

«Вежливость», «Доброта», «Дружба» «Помощь».

«Забота», «Совесть», «Отзывчивость»).

Дети рассматривают таблички, определяют, что продают в необычном магазине.

Воспитатель: Интересный товар в этом магазине, а можем ли мы здесь что-нибудь купить?

Дети: нет

Воспитатель: А как вы думаете, сколько может стоить доброта?

Дети: Доброта не продается – это чувство, Она может быть у человека, а может и не быть, её можно только дарить людям.

Воспитатель: Да, это так, даже, если мы возьмем все ваши деньги, то доброты, счастья, здоровья и друзей мы на них не купим. Эти человеческие качества бесценны. А как мы можем приобрести эти качества?

Дети: (ответы)

Воспитатель: А какого человека может назвать щедрым?

Дети: Щедрый человек не жадничает, делится тем, что у него есть с другими, помогает людям.

Воспитатель: Я думаю, что вы ребята добрые и щедрые. Давайте сейчас подарим свою доброту и щедрость тем, кто в ней нуждается.

(Дети рассматривают картинки – больной человек, бедный, просящий милостыню, бездомная собака, плачущий ребенок с поломанной игрушкой).

Деньги свои мы не потратили. Я предлагаю каждому из вас разделить ваши монеты и отдать их тем, кому они нужнее.

(Дети кладут «деньги» в коробочки под каждой картинкой, объясняя свой выбор).

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете, после того как помогли кому-то? Вам жалко своих монет?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Вспомните, какие пословицы о деньгах и богатстве вы знаете?

Дети:

Копейка рубль бережет;

Деньги легче прожить, чем нажить;

Раз ты бездельник сиди без денег;

Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено;

Не сиди на печи – будешь есть калачи;

Кто баклуши бьет – добра не наживет;

Не деньги нас зарабатывают, а мы их;

Честность – лучшее богатство.

Воспитатель: А еще в народе говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей. Необязательно быть богатым и знаменитым. Главное богатство - это доброе сердце, забота о ближних. Если ты добрый и заботливый, то ты самый богатый на свете и в трудную минуту тебе всегда помогут друзья и близкие.

У вас на столах стоят копилки, в каждой из них по десять монет. Пришло время потратить накопленные деньги. Подумайте, на что бы вы их потратили, кому сделали подарок? Возьмите карточки и разложите на них монеты – сколько потратите на себя, на маму, на папу, бабушку, друзей.

(дети выкладывают «монеты» в таблице, объясняют свой выбор)

Подведение итогов, оценка работы детей.

Воспитатель: Ребята, что мы сегодня на занятии узнали?

Дети: (ответы)

Воспитатель: Ребята, теперь вы знаете, что деньги тратить надо «с умом». Я думаю, что теперь, когда мама не сможет вам купить желаемую игрушку, вы не будете обижаться на нее, не будете капризничать и плакать.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а…

Конспект занятия по финансовой грамотности «Не имей сто рублей, а имей сто друзей» Старший дошкольный возраст Цель: Формировать социально-нравственные представления о ценностях...

Читайте также

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства»

Конспект ООД для подготовительной группы: «Традиции русского гостеприимства» Цель: Формировать представлений о традициях русского гостеприимства, знакомство с основными правилами этикета. Рассказать об...

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Художественная литература как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста

Значение физической культуры для детей дошкольного возраста Дошкольный возраст, охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период...